Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 05.12.2020, 14:28

Управление образования
Новоалександровского городского округа

Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Форма входа
Меню сайта
Наш опрос
Вы довольны качеством питания в начальной школе?
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода

 
Главная » 2020 » Ноябрь » 21 » Рекомендации по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
08:12
Рекомендации по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

  Рекомендации

по проведению в образовательных организациях субъектов Российской Федерации

мероприятий для родителей (законных представителей) по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних с освещением

вопросов, касающихся психологических особенностей развития детей и подростков, факторов поведения, необходимости своевременного обращения к психологам 

и психиатрам в случаях неадекватного или резко изменившегося поведения несовершеннолетнего

 

Настоящие рекомендации разработаны во исполнение пункта 2 комплекса мер до 2020 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 2098-р, адресованы педагогам-психологам, социальным педагогам и иным педагогическим работникам в образовательных организациях, осуществляющим взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних по вопросам предупреждения формирования суицидального поведения, и направлены на обеспечение единых подходов при планировании и проведении в образовательных организациях мероприятий для родителей (законных представителей) по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних с освещением вопросов, касающихся психологических особенностей развития детей и подростков, факторов поведения, необходимости своевременного обращения к психологам  и психиатрам в случаях неадекватного или резко изменившегося поведения несовершеннолетнего.

Глоссарий

 

Дезадаптация – нарушение приспособляемости организма к меняющимся условиям среды обитания или неадаптивное поведение человека в сложных для него жизненных обстоятельствах.

Дезадаптация социальная проявляется в нарушении норм морали и права,  в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок и т.д. 

При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение  как функциональной, так и содержательной стороны социализации.  При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок,  так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми  для обучающегося, в частности, являются семья, образовательная организация.

Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий.

Самоповреждающее поведение – социально неодобряемое поведение, направленное на причинение себе физического вреда и включающее несуицидальные самоповреждения и суицидальные попытки;

Самоповреждающее поведение без суицидальных намерений – намеренные повреждения поверхности тела (порезы, проколы, расцарапывание, ожоги и подобное), которые не представляют прямую угрозу для жизни, однако могут стать регулярными, оставляя на коже рубцы и шрамы, и со временем превратиться в привычную модель поведения в эмоционально болезненных ситуациях;

Стигматизация – предвзятое, негативное отношение к отдельному человеку  или группе людей, связанное с наличием у него (у них) них каких-либо особых свойств или признаков.

Суицид – преднамеренное, умышленное лишение себя жизни, самоубийство.

Ключевой признак данного явления – преднамеренность.

                Суицидальная        попытка         (попытка         суицида,        незавершенный 

суицид) – целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни с целью покончить жизнь самоубийством или с демонстративно-шантажными целями,  но не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой 

 

(цель – смерть, мотив – разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Имеет определенные формы, способы осуществления, стадии развития, предикторы, факторы риска.

Суицидальный риск – степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий. 

Склонение несовершеннолетнего к суициду – содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств  или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий  к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства.

Факторы риска суицида – внешние и внутренние параметры, с высокой вероятностью оказывающие влияние на формирование и реализацию суицидальных намерений.

 

Формирование культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних у их родителей (законных представителей)

 

Психологическое просвещение является одним из наиболее доступных  и при этом эффективных направлений работы педагога-психолога, социального педагога с родителями (законными представителями) обучающихся. При этом важно обеспечить передачу родителям (законным представителям) подростков «базовой информации» для предупреждения риска формирования и развития суицидального поведения несовершеннолетних: представлений о психологических особенностях подросткового возраста, признаках формирования суицидального поведения, знаний о службах экстренной психологической помощи, а также о мифах и фактах о суициде.

Особенности подросткового возраста.

Особое место во взрослении ребенка занимает подростковый кризис – пик переходного периода от детства к взрослости. Мир воспринимается подростками как некое соотношение белого и черного, хорошего и плохого, причем  как в окружающих, так и в себе.

Подростковый возраст характеризуется интенсивным формированием мировоззрения, системы самооценки и оценки окружающей действительности, ценностно-смысловой сферы личности. В этот период происходит глобальная перестройка организма ребенка на физиологическом уровне, отражающаяся  на его психологическом состоянии и обуславливающая эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения: от эйфории до депрессии.

В подростковом возрасте совершенствуется самостоятельность несовершеннолетнего во всех жизненных областях. Основная реакция  для подростка – реакция эмансипации, толкающая его к дистанцированию  от взрослых, прежде всего от родителей,  а изменение ведущего вида деятельности  с учебной на эмоционально-личностное общение со сверстниками приводит  к возрастанию значимости мнения друзей при принятии решений, желанию быть принятым в группе. Именно подростки в первую очередь склонны присоединяться  к определенным субкультурам, придумывать собственную субкультуру для того, чтобы проявить свою «инакость», непохожесть на окружающих. 

Подростки начинают противопоставлять себя, свой мир взрослым, искать собственные ценности и смыслы в настоящем и будущем.

В подростковом возрасте формируется «чувство взрослости», желание признания себя равным во взрослой среде.

Однако в силу того, что жизненный опыт недостаточен, интеллектуальные способности еще несовершенны и находятся в стадии развития, подростковый возраст характеризуется большим количеством противоречий: 

противоречие между желанием освободиться от опеки со стороны родителей или других взрослых и невозможностью жить самостоятельно вследствие трудностей социальной, психологической, финансовой адаптации к реалиям самостоятельной жизни; противоречие между желанием делать самостоятельный выбор во всех сферах жизни и отсутствием желания нести за этот выбор персональную ответственность; противоречие между отказом подчиняться мнению старших и конформизмом

в среде сверстников; противоречие между установкой на личное благополучие и непониманием ценности собственной жизни, приводящее к формированию рискованного поведения; противоречие между все возрастающими интеллектуальными и физическими

силами и, как следствие, возрастающими потребностями в интеллектуальной  и материальной сферах, и отсутствием финансовой самостоятельности  и возможности удовлетворить эти потребности.

Подростковый возраст характеризуется бурными эмоциональными реакциями на различные жизненные ситуации (как положительные, так и отрицательные), причем эмоциональная реакция по силе может не соответствовать стимулу и быть гораздо более выраженной, чем этого требуют обстоятельства. Наибольший всплеск негативных эмоциональных реакций возникает при попытке окружающих ущемить самолюбие подростка. Как правило, пик такой эмоциональной неустойчивости приходится, в зависимости от половой принадлежности, на разный возраст:  у мальчиков раньше, чем у девочек: для мальчиков проблема с неадекватным эмоциональным реагированием приходится на возраст 11-13 лет,  а у девочек – на возраст 13-15 лет.

Итогом может стать формирование чувства незащищенности, одиночества. Подросток начинает активно искать тех, кто сможет помочь ему заполнить возникшую пустоту, продемонстрирует внимание, сочувствие. К сожалению, именно в такое время на пути у подростков могут возникать лица, способные повлиять на формирование еще большего разрыва с общественными нормами.

Трудности социального взаимодействия приводят подростка к формированию дезадаптивного поведения и, как следствие, к нарушению социализации.  При сочетании проблем в социализации и возникновения трудной жизненной ситуации может начать формироваться суицидальное поведение.

Крайне важно, чтобы родители (законные представители) стремились помочь подросткам справиться с его внутренними конфликтами, были готовы безоценочно принимать ребенка, относиться к нему терпеливо и доверительно, проявляя гибкость в реагировании на меняющееся поведение.

 

Признаки формирования суицидального поведения у подростков.

Исследователями проблемы подросткового суицида отмечается, что острота переживаний подростка становится несовместимой с жизнью, если у него нет эмоциональной связи с семьей. Важно информировать родителей (законных представителей) несовершеннолетних о признаках, по которым можно предположить риск формирования суицидального поведения у ребенка:

  • стремление к постоянному длительному уединению, отстраненности  от окружающих, включая родных и друзей; 
  • изменение (особенно резкое) режима сна, бессонница; 
  • изменение аппетита;
  • падение учебной успеваемости;
  • резкие и частые смены настроения от апатии до агрессивности; 
  • изменения во внешнем виде (безразличное отношение к своему внешнему виду, неопрятность); 
  • раздача личных вещей в качестве подарков своим близким, друзьям;
  • стремление «привести дела в порядок»;
  • самоповреждающее и рискованное поведение: стремление оказаться  в местах с высоким риском травмоопасности, нанесение себе порезов; 
  • появление в речи высказываний «ненавижу жизнь», «я никому не нужен», «лучше умереть», «не могу этого вынести», «они все еще пожалеют» и подобных.

                Важно        донести        до        родителей        (законных       представителей)

несовершеннолетнего, что любое высказанное подростком стремление уйти  из жизни необходимо воспринимать серьезно. Недопустимы равнодушие, черствость или агрессивность по отношению к ребенку. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, участие, предложить ребенку помощь, консультацию у специалистов.

Информированность о службах экстренной психологической помощи.

Значительная роль в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних отводится работе службы экстренной психологической помощи «Общероссийский детский телефон доверия для детей и подростков  8-800-2000-122». В субъектах Российской Федерации могут функционировать региональные горячие линии, телефоны доверия для оказания поддержки детям  и взрослым, находящимся в кризисном положении, трудной жизненной ситуации. На базе медицинских организаций функционируют кабинеты, центры, стационары для оказания помощи несовершеннолетним с суицидальным поведением.

Рекомендуется регулярно информировать родителей (законных представителей) несовершеннолетних об имеющихся способах получения психологической помощи, в том числе экстренной, и об алгоритме действий  в случае выявления риска суицидального поведения ребенка.

Стигмы, мифы и реальность суицида и риска формирования суицидального поведения у подростков.

Немаловажным риском суицида является стигма в отношении обращения  за помощью, все еще существующая в обществе. Продолжают подвергаться стигматизации те, кто стремится получить помощь в связи  с суицидальным поведением, нарушениями психического здоровья, злоупотреблением психоактивными веществами либо иными эмоциональными стресс-факторами, что может быть существенным препятствием к получению необходимой помощи. Стигма может помешать членам семьи подростка оказать ему нужную поддержку, а иногда даже признать наличие тревожной ситуации.

Также в сознании многих людей существуют мифы о самоубийстве, которые способны помешать позитивным действиям при выявлении суицидального поведения и не позволить принять необходимые меры по оказанию помощи  в отношении суицидального человека:

 

 

 

 

Миф, стигма

Факт

Большинство самоубийств совершается без предупреждения, поэтому невозможно ничего предпринять для его предотвращения

 

Большинство людей с риском суицидального поведения подают предупреждающие сигналы о своих реакциях или чувствах. 

Например, подростки могут оставлять открыто таблетки на столе, тексты стихов о смерти. 

Подобные сигналы нельзя  игнорировать

 

Говоря о самоубийстве с подростком, можно подать ему идею о совершении этого действия. Безопаснее полностью избегать этой темы

Беседа о самоубийстве не порождает  и не увеличивает риска его совершения. Напротив, она снижает его. Лучший способ выявления суицидальных намерений – прямой вопрос о них. Открытый разговор с ребенком  с выражением искренней заботы и беспокойства о нем может стать для подростка источником облегчения  и нередко одним из ключевых элементов в предотвращении непосредственной опасности самоубийства. Избегание в беседе этой темы может стать дополнительной причиной для сведения счетов с жизнью

 

Если человек говорит о самоубийстве,  то он его не совершит

К любой угрозе ребенка уйти из жизни нужно относиться серьезно, даже если эта угроза носит манипулятивный характер. Грань между демонстративношантажным и истинным суицидом

в подростковом возрасте несущественна

 

Суицидальные попытки, не приводящие к смерти, являются лишь формой поведения, направленной  на привлечение внимания.  Подобное поведение достойно игнорирования или наказания

Демонстративное суицидальное поведение представляет собой призыв  о помощи. Если ребенок не получает отклика, ему легко прийти к выводу,  что уже никто и никогда его не поймет, ему не поможет, и соответственно,  от намерения покончить с собой перейти к совершению суицида.

Наказание за суицидальное поведение  и его оценка как «недостойного» способа призыва о помощи может привести 

 

к чрезвычайно опасным последствиям. Оказание помощи в разрешении проблем, установление контакта является эффективным методом предотвращения суицидальных форм поведения

 

Самоубийца определенно желает умереть, и будет неоднократно предпринимать попытки, пока не совершит самоубийство. Оказывать помощь таким людям бесполезно

Очень немногие люди сохраняют уверенность в своих желаниях или однозначном решении покончить  с жизнью. Большинство людей являются открытыми для помощи других, даже если она навязывается им помимо воли. Дети, к тому же, не вполне осознают конечность смерти, относятся к ней как  к чему-то временному. Порой они думают, что, умерев (уснув ненадолго), накажут родителей или своих обидчиков, а затем воскреснут (проснутся)

 

Те, кто кончают с собой – психически больны и им ничем нельзя помочь

Очень многие совершающие самоубийство люди не страдают никаким психическим заболеванием. Для них это всего лишь временная ситуация, из

которой они не видят другого выхода

 

В работе с родителями (законными представителями) несовершеннолетних  по профилактике суицида рекомендуется уделить особое внимание вопросу мифов  и стигм о суициде, разъяснить, что легкомысленное отношение к проблеме суицидального поведения у подростка может повлечь необратимые трагические последствия.

 

Формы работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних  по профилактике суицидального поведения

 

Наиболее распространенной формой работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних являются родительские собрания (общешкольные, классные), родительские всеобучи, лекции, беседы, индивидуальные консультации (в том числе с привлечением медицинских работников, суицидологов), а наиболее эффективными приемами педагогической поддержки выступают доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, проекция результата, обсуждение на равных.

В формировании у родителей (законных представителей) несовершеннолетних культуры профилактики суицидального поведения могут быть использованы следующие технологии:

  • тренинги, ориентированные на формирование конструктивных стратегий преодоления трудностей у подростков. Целью подобных тренингов выступает формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростком и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования;
  • ролевые игры: в ходе проигрывания небольших сценок спланированного или произвольного характера, отражающих модели жизненных ситуаций, имитируются и разрешаются проблемы. Это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться родители;
  • решения кейсов: посредством моделирования системы отношений в ходе игры участники анализируют заданные условия и принимают оптимальные решения; 
  • арттерапия: применяются отдельные приемы как вспомогательное средство для диагностической работы; средство развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности, расширения способов самовыражения родителей;
  • изотерапия: ее применение создает атмосферу доверия, терпимости  и внимания к внутреннему миру человека, вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, сформировать активную жизненную позицию;
  • метод «Я-сообщения» («Я-высказывания»): освоение данного метода позволит родителям применять его на практике в ситуации конфликта  и конфронтации, столкновения интересов ребенка и родителя. Родители смогут искренне и эмоционально честно выразить свои чувства по отношению к поведению ребенка в форме, необходимой, чтобы сохранить отношения уважения, эмпатии  и принятия, вместе с тем побуждая ребенка изменить свое поведение с учетом интересов родителя. 

При планировании мероприятий для работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних рекомендуется избегать их категоричных  и (или) неоднозначных названий (негативный пример: «Наши ошибки в воспитании детей», «Нет насилию» и подобное) и, напротив, присваивать мероприятиям, событиям названия, демонстрирующие созидательность совместной работы для благополучия подростка и его семьи и возможность положительного решения сложных вопросов (например, «Как помочь ребенку?», «От сердца к сердцу»,  «Я – ответственный родитель»).

Важным инструментом информирования родителей (законных представителей) несовершеннолетних о возможностях получения экстренной психологической помощи является тиражирование листовок, памяток, буклетов  с представлением алгоритма действий в случае кризисной ситуации и сведений  о телефоне доверия и экстренной психологической помощи.

Просмотров: 17 | Добавил: ROO
Copyright MyCorp © 2020
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Важные ссылки
Госуслуги Госуслуги СК ЦИТ Министерство образованния Ставропольского края Министерство образования и науки России Зачисление в ДОО Зачисление в ДОО РЦОИ Федеральный институт педагогических измерений ЕГЭ ГИА9 Рособрнадзор Администрация Новоалександровского района


Управление образования Новоалександровского городского округа 2020